?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у chipstone в Понятие Триединства в мировых религиях.
Триединство мира как философское и религиозное понятие известно издревле и до наших дней. Эта концепция мироустройства связывает воедино всю человеческую историю от древних Вед до христианства. Форма понятия меняется, но суть остается неизменной. Это как рассмотрение одного и того же явления с разных точек зрения. Но по мере развития человечества используемые для описания этого понятия образы становятся все более аллегоричными и трудными для восприятия. Более того, даже если полностью абстрагироваться от знания исторической линии, забыть, когда и где возникла та или иная религиозно-философская концепция, описывающая Триединство, то даже по самим этим концепциям легко чисто интуитивно восстановить историю.

1.Триединство в исконно ведической традиции.
В изначальном (точнее в наиболее раннем из известных нам) Ведическом смысле Триединство предстает в виде Явь – Навь - Правь. В нем Явь представляет собой мир видимый, материальный, явленный. Мир, в котором живет человек, а точнее его биологическое тело. И на котором  сосредоточено его сознание. Сегодня мы почти утратили, увы, полноценный смысл этого понятия. Нам кажется, что Явь это именно то, что мы видим вокруг себя, тот самый материальный мир, в котором живем все мы. Но это не так. Понятие Яви намного глубже. Это Единый живой мир, в котором абсолютно все материальные объекты живые и обладают собственной частицей Духа Всевышнего.

Навь – мир, как сейчас говорят, тонких материй, мир Духов. Именно в Навь уходят бессмертные Души людей после физической смерти биологического тела, и оттуда они ЯВляются в мир Яви с каждым новым рождением.

Правь – вселенский закон Творца, согласно которому существуют и взаимодействуют миры Яви и Нави.

В древних русских сказках герои иногда попадают в мир Нави и путешествуют в нем, чтобы добыть требуемое или получить необходимое ЗНание. Одновременно Навьи дети – нечисть -  постоянно материализуется и живет рядом с человеком. При этом живет часто в плотном и дружелюбном взаимодействии – Домовые, Лешии, Берегини и т.д. То есть миры не изолированы друг от друга, а находятся в плотном и взаимовыгодном контакте. Хотя есть и примеры враждебных столкновений.

Самое интересное, что эти понятия дожили до наших дней в казалось бы совершенно обычных для современного человека словах (и не только в русском языке).
Возьмем слово  НАВ-И-ГАТ-ОР.  Два корня НАВ и ГАТ. НАВ впрямую относит нас к понятию Нави. ГАТ от понятия ГАТЬ, Гатить – мостить, прокладывать путь. ГА-Движение в материальном мире, Т- Творца, Творящее. Вместе получаем - с помощью Духа Творца прокладываем путь в мире материальном, в мире Яви.

2.Триединство в язычестве.
На первый взгляд Триединство понятий Явь – Навь – Правь сохраняется. Но происходит выхолащивание сути понятий.
Явь – представляет собой уже исключительно механистическое понятие материального мира, в котором все объекты отделены друг от друга, а сам мир делится на живой и неживой. Но это уже фактически не Явь, а Майя – иллюзия, в которой каждый человек сам по себе и не связан ни с другими людьми, ни с окружающей его Природой, кроме как в рамках отдельных взаимодействий. Кстати, удивительно, но в потаенных духовно-боевых практиках и умениях русского казачества до сих пор существуют методики осознания человеком Яви в ее полноте.

Навь в язычестве скатывается к понятию чуждого мира, противостоящего миру Яви. В поздних вариантах это вообще мир демонических сущностей, не имеющих к миру человека ни малейшего отношения.

Правь как понятие также искажается. Теперь это некий третий Мир, в котором живут Праведники, соблюдающие божественные законы. То есть происходит наложение понятия на Ирий – языческий рай, хотя Ирий это мир, в котором живут Боги, являющиеся Силами Творца.

Самое интересное, что неоязычество решило в своем творчестве переплюнуть всех вплоть до уничтожения самого понятия Триединства. У этих «изыскателей» появляется четвертое!!! понятие, также представляющее отдельный мир – Славь. Что это такое даже сами авторы до конца не понимают, но пишут уверенно. И уж тем более не понимают, что своим «творчеством» вносят в головы недалеких «почитателей старины» полнейший бардак и хаос.

3.Триединство в индийских Ведах и индуизме.
В индийских Ведах (насколько я смог разобраться в вопросе) Триединство носит название Тримурти и представляет собой единство бесконечного процесса Творения в трех стадиях Созидание – Сохранение – Разрушение. При этом по своей сути Тримурти является последовательным описанием действия вселенского закона Прави. Созидание есть Творение мира и жизни из Нави в Явь. Сохранение это взаимодействие Яви и Нави, стабильность разделения миров. Разрушение есть высвобождение божественной энергии, заключенной в объектах Яви и переход из Яви в Навь.

4.Триединство в христианстве.
В христианстве Триединство представлено всем известной Троицей – Отец, Сын и Дух Святой. На первый взгляд это не имеет ничего общего с описанным ранее. Но только на первый взгляд. На самом деле понятия практически идентичны. Бог-отец олицетворяет собой тот самый закон Мироздания (Правь). Дух Святой – нематериальный, но вездесущий и творящий  это образ Нави. Причем в более полноценном ведическом, а не языческом понимании. Бог-Сын – Иисус, богочеловек это символ Яви. Причем, опять не в языческом, а скорее в ведическом понимании. Человек как Явление материального мира, но обладающее сознанием и Духом Бога.

Проблема с пониманием Триединства в христианстве видится лишь одна. Она сводит Триединство исключительно к божественному, отделенному от простого человека проЯВлению. То есть Богу Триединство присуще, а вот человеку до него как до Луны пешком. Лишь в качестве ориентира. Но и здесь не стоит мгновенно думать, что это случайность или ошибка. На момент Явления Христа человек действительно настолько далеко ушел от заветов и знаний предков, что утратил осознанное ощущение собственного Триединства. И в этом смысле путь, который указал Иисус, ему очень не близкий. А сам Христос выступает идеалом пробуждения в человеке божественного сознания. Кстати, и понятие Любовь в христианстве следует в первую очередь воспринимать как посыл к осознанию Единства мира и его Живой божественной сути. Путь человека к Богу через Любовь это и есть процесс такого роста осознания.

5.Триединство в буддизме.
В буддизме Триединство также присутствует в явной форме. Дхарма – Будда – Сангха. Дхарма это божественный порядок, управляющий движением мира. То есть по сути Правь. Будда – человек, с сознанием, просветленным настолько, чтобы осознать Дхарму в полной мере, через череду множественных реинкарнаций бессмертной Души. В процессе реинкарнаций Душа попеременно попадает в Навь (мир духовный) и Явь (мир материальный) и через закон кармы самосовершенствуется до полного восприятия Дхармы. Сангха – община, социальное общество буддистов в материальном мире (Яви), идущая путем просветления.
Как видим, все то же самое, только вид сбоку.

6.       Иудаизм и ислам – отсутствие четкого понятия о Триединстве, но присутствие в скрытом виде.
В иудаизме и исламе прямых символов Триединства не существует. И в этом заключается своеобразный парадокс. Христианство с одной стороны базируется на Ветхом Завете, который как раз  и описывает всю парадигму Творения, не создав собственной, с другой, полностью восприняла ведическое понятие Триединства. И как мы видим восприняла правильно и сущностно.
В самом иудаизме многие исследователи пытались отыскать Триединство, приплетая различные цитаты из Библии, типа «и Дух божий носился над водой». Но самое простое и очевидное упустили. Бог прежде всего и себе в помощь сотворил Ангелов. Во множественном числе. В этом факте проявляется понятие пространства. Но пространства Нематериального, то есть по сути – Нави. Дальше Бог творит Землю, то есть мир Яви. Сам же он не принадлежит ни тому миру, ни другому, но определяет порядок и суть их существования, то есть выступает в роли Закона – Прави.

Еще забавнее ситуация в исламе.
Коран напрямую отрицает Триединство даже для Бога. «Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога!» (Коран 5:73).
Но при этом в исламе существует и понятие рая (того самого с гуриями у фонтана), и понятие мира джиннов «И создал Я людей и джиннов для поклонения Мне» (сура «аз-Зарият», 56) во главе с Иблисом.

А история создания мира, как и христианство, базируется на «Ветхом Завете» иудаизма.
В той связи, если оставить в стороне толкования и обратиться формальной логике, то в отношении Ислама мы получаем, что Бог-Аллах есть всевышний закон (Правь). Имеется мир Нави, но не единый, а разделенный на миры Джиннов, Ангелов и людей (что по сути есть лишь выделенная персонификация слоев Нави, отличающихся частотой вибраций божественной энергии). И есть всем нам известный материальный мир, в котором (если ошибаюсь, простите) Аллах не присутствует иначе, чем в лице Учения и Пророков. То есть имеем мир Яви в его языческом понимании.

 В заключение несколько моментов.
1.       Все вышенаписанное максимально упрощено для понимания любого относительно разумного человека с целью показать, что все значимые религиозно-философские концепции говорят в принципе об одном и том же, рассматривая вопрос под разными углами зрения. Это связано с появлением этих концепций в разные исторические периоды и в разных типах цивилизации с учетом текущего на тот момент духовного уровня человеческого общества.

2.       Из трех авраамистических религий именно христианство в прямой и адекватной форме восприняло Триединство мира, что существенно отличает его от иудаизма и ислама. Не случайно иудеям позволено в условиях синагоги молится в исламских мечетях. Но не позволено делать это в христианских храмах.

3.       Христианство является реальным преемником ведического наследия и по сравнению с поздним выхолощенным язычеством намного глубже и правильнее описывает мир, в котором мы живем.





gor_kazenas
31 июл, 2015 17:00 (UTC)
Спасибо за исследование-обзор, как всегда, при затрагивании вами таких тем, вызвавшее бурную дискуссию, местами перераставшую в холивар. Пока у вас тут кипели страсти, я как раз заканчивал посты, как оказалось, напрямую перекликающиеся со многими моментами, здесь в дискуссиях затрагиваемыми. Там синтез, моего не много, как впрочем и во всём, о чём говорю и знаю)) Трагическая недовершённость Миссии Христа - http://gor-kazenas.livejournal.com/6308.html и следующий пост за ним, о задачах, что ставились, какие удалось решить, какие - нет.
Интересные, серьёзные люди вам пишут, с огромным, порой, багажом за плечами - читаешь, приобщаешься, впитываешь, но вдруг как серпом - "и тут я нашёл истинную (единственную, и др. вар.) религию". Ну напиши ты "для себя единственно подходящую", "для меня неоспоримо приемлемую", ан нет - при широте ума, такая узость, такое всё заслонившее ЭГО. Я для себя именую сей момент местечковостью, раздумывая как то над таким явлением в посте, назвал его "Местечковое или грустная Божественная комедия" - http://gor-kazenas.livejournal.com/4780.html .
По поводу триединства добавлю, что это непостижимая основа Творца, троично проявляющего себя, из-за чего, собственно, мы и можем говорить о таком качестве его сущности. Свойство сиё улавливается и постигается, действительно многими духовными изысканиями человечества. В Иудаизме, как в далёкие времена единственно выстоявшем форпосте человечества, где Божественные иерархии с таким трудом отстояли монотеизм, как необходимое условие для сошествия Спасителя, было не до триединства. Оно бы только послужило очередным поводом Тёмным внести раскол и расстроить усилия, прилагаемые для подготовки Миссии Христа. А вот изотерическая область этой религии - Каббала, в своих глубинных изысканиях вполне свободна от таких исторических ограничений, не даром "Древо сефирот" венчает "шапка" из Сефирот разума - Кетер, Хохма, Бина, да и тернеры(триады) играют в ней немаловажную роль. В Индуизме Тримурти персонифицировано в Вишну, Брахму и Шиву, экспансия же Вишну в наш мир индуцировалась в Балараму, Кришну, и их сестру Субхадру. Тут важный момент, применимый и к Христианской Троице тоже. Я уверен, что Дух Святой, как третья ипостась - женского рода, это отдельная огромная тема, дозрею - раскрою.
Пишите ещё, так по крупице и собирают, да и вода камень точит. Успехов и удачи.

chipstone
31 июл, 2015 18:26 (UTC)
Вы опять меня очень порадовали своим постом. Не со всем соглашусь, в том числе касающейся роли иудаизма до прихода Христа, но это отдельная тема. А вот за указание на женскую сущность Духа Святого снимаю шляпу. Я даже не рискнул об этом заикаться.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
asasar
Oct. 31st, 2015 04:29 pm (UTC)
это непостижимая основа Творца, троично проявляющего
Троица
Так бывает, что с нами, кто-то в нас говорит,
Так бывает, от слов этих плачешь навзрыд,
Кто же у нас поселился внутри,
Или там этих жителей может быть три.

Там совесть, там чувства, любовь там живёт,
Эта троица с нами беседы ведёт,
Эти качества три душа наша это,
Которая Божьей любовью согрета.

Триединство наш мир представляет собой,
Бог Отец, Сын и Дух Божий Святой.
И Святая видна всюду Троица,
На основе её весь мир строиться.

Мы перстами тремя осеняем себя,
И рождают дитя двое только любя,
У двоих всегда будет третей любовь,
Здесь Святую Троицу видим мы вновь.

И когда мы на небо глядим из окна,
Светят с небес Солнце, Звёзды, Луна,
Их свет освещает путь наш Земной,
Вновь с нами Бог, Его Сын и Дух Божий Святой.

И вся наша жизнь, куда не смотри,
Тесно связана с цифрою три,
Рождаемся мы и живём, чтоб потом умереть,
И здесь можем Троицу мы рассмотреть.

Еще у нас есть три разных пути,
Мы можем налево, направо и прямо пойти,
И хоть кажется нам, что различен маршрут,
Все эти пути нас к Богу ведут.

Вместе давайте мы Богу помолимся,
Ведь в Боге едином живёт эта Троица,
На этом закончить хочу я рассказ,
Пресвятая помилуй Троица нас.
gor_kazenas
Oct. 31st, 2015 09:42 pm (UTC)
Re: это непостижимая основа Творца, троично проявляющег
Вы нашли очень много интересных примеров вокруг нас, иллюстрирующих такую основополагающую, сущностную и центральную для всего живого тему - таинство троичности Создателя.
asasar
Nov. 1st, 2015 03:54 am (UTC)
Re: это непостижимая основа Творца, троично проявляющег
Ещё один пример на тему Троицы
Три основы
В трех ипостасях все мы живём,
Ночью в одной и сразу в двух днём,
От первой у нас лишь различные сны,
Сотрутся из памяти утром они.

При свете дневном две другие живут,
Одну из них совестью люди зовут,
Название ум подойдет для второй,
Ночную мы все называем душой.

Жизнь свою строить пытаясь с умом,
Совести жизни порой не даём,
А для души вовсе времени нет,
В результате она не выходит на свет.

Все меньше мы дарим друг другу тепла,
Мир стал бездушным и совесть ушла,
Количество техники умной растёт,
И уже человек как машина живёт.

Безликих людей с бессмысленным взглядом,
Видеть всё чаще с собой можем рядом,
Программы различные с детства в нас вводят,
По миру бездушные роботы бродят.

Нет целей великих, желаний, стремлений,
Бессовестный умник считается гений,
Глядят не на небо, а только под ноги,
Людей презирают, забыли о Боге.

Забыли про три мы единых основы,
Про Отца и про Сына, про Духа Святого,
Такие же три неразрывные части,
Ум, совесть, душа в дар даны нам для счастья.

Им нельзя на Земле друг без друга прожить,
Ни ночью, ни днём их не надо делить,
Пусть примером послужит Небесная Троица,
Как задумано Богом, так мир будет строиться.
( 3 comments — Leave a comment )